Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать

Защита прав потребителей

С целью изучения общественного мнения потребителей МАРТ предлагает всем желающим пройти опрос по ссылке: https://potrebitel.eaeunion.org/ru-ru/Pages/Survey5.aspx

Внимание потребители!
Департаментом санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия) на сайте Комиссии (https://potrebitel.eaeunion.org/ru-ru/Pages/Survey4.aspx) в период с 9 января по 30 апреля 2023 года проводится опрос в целях изучения общественного мнения в части защиты прав потребителей
в электронной торговле. Все желающие могут принять участие в опросе.

15 марта – День потребителя
    В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» ежегодно 15 марта отмечается праздничный день – День потребителя.
    Впервые всемирный День защиты прав потребителей отметили 15 марта 1983 года – через два десятилетия после исторической речи президента США Джона Ф.Кеннеди, в которой он провозгласил четыре основных права потребителей – на безопасность, на информацию, на выбор и право быть услышанным. Позднее к этим базовым правам были добавлены еще четыре: право на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
    9 января 2002 года был принят Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
    В соответствии с настоящим Законом любой потребитель имеет право на:
•        просвещение в области защиты прав потребителей;
•        информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах);
•        безопасность товаров (работ, услуг);
•        свободный выбор товаров (работ, услуг);
•        надлежащее качество товаров (работ, услуг);
•        возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги);
•        государственную защиту своих прав;
•        общественную защиту своих прав;
•        обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством, а также нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь;
•        создание общественных объединений потребителей.
    В 2024 году в государствах-членах Евразийского экономического союза день потребителя проводится под девизом «Потребитель и предприниматель: доверие для развития» (соответствующая рекомендация принята на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 января 2024 г. № 2 «О тематике совместных мероприятий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей в 2024 году»).
Тема «Потребитель и предприниматель: доверие для развития» призвана привлечь внимание общества к проблемам взаимодействия потребителей и предпринимателей и укрепления пространства доверия между ними в целях эффективного функционирования экономики. Основа такой работы заложена Программой совместных действий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей.
     В рамках проведения Дня потребителя 15 марта 2024 года с 14.00 часов до 15.00 часов будет организована работа «горячей линии» по вопросам потребительской тематики с участием уполномоченных по защите прав потребителей Дятловского районного исполнительного комитета:
    по вопросам досудебного урегулирования споров в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг по телефону 22519 ответит главный специалист отдела экономики Яцевич Юлия Вячеславовна;
    по вопросам судебного урегулирования споров по телефону 61289 ответит начальник отдела по юридической работе, обращениям граждан и юридических лиц Чепукойть Вероника Валерьевна.

Алгоритм действий потребителя

Уполномоченные по защите прав потребителя

Нормативные правовые акты

Информация для потребителей

ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Памятка потребителю
при покупке продовольственных товаров

Алгоритм действий потребителя при приобретении некачественной продукции
            При приобретении некачественной продукции, потребитель вправе предъявить претензию по качеству товара:  

*  сведения об изготовителе и поставщике должны быть указаны в маркировке товара (на этикетке, упаковке и т.п.) в соответствии со статьей 7 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»

1. Потребителю рекомендуется зафиксировать претензию, сделав запись в книге замечаний и предложений продавца (книга замечаний и предложений предоставляется потребителю по первому требованию), в которой должны быть четко сформулированы требования потребителя

2. В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать:

При этом продавец не вправе отказать в удовлетворении требований, даже если товар использован частично, упаковка вскрыта или повреждена

3. Рекомендуется обратиться (по месту расположения торгового объекта) в орган Министерства здравоохранения - Центр гигиены и  эпидемиологии города (района), а также при необходимости в территориальный орган Государственного комитета по стандартизации для обеспечения оперативной проверки (с отбором проб при необходимости).
Обращаем внимание, что товар, приобретенный и находящийся на хранении у потребителя (вне зависимости от продолжительности срока хранения), как правило, исследованию (проверке качества, экспертизе) не подлежит

ВАЖНО!
При обращении в надзорные органы с претензией на качество пищевых продуктов необходимо указать: наименование и адрес торгового объекта (где приобретен товар), дату покупки;  изготовителя, наименование товара, сорт, массу нетто или объем в потребительской таре, дату изготовления и упаковывания и другие отличительные признаки товара, в целях правильного отбора проб  для проведения экспертизы (проверке качества) пищевых продуктов в соответствии с требованиями нормативных документов

Права потребителя и требования к организации торгового процесса

Права потребителя и продажа продовольственных товаров регулируются Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей», Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания (утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703).

Каждый покупатель имеет право на просвещение в области защиты прав потребителей, информацию о товарах, свободный выбор товаров, надлежащее качество, количество и  безопасность товаров. Установление каких –либо иных преимуществ, прямых или косвенных ограничений при выборе товара не допускается, за исключением преимуществ, предусмотренных законодательством

Товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.
Продажа сырых продовольственных товаров (яиц, мяса, мяса птицы, рыбы, морепродуктов, овощей  и других подобных товаров) за одним прилавком совместно с продовольственными товарами, готовыми к  употреблению, не допускается.
К реализации не допускаются овощи и плоды, имеющие признаки недоброкачественности, с нарушением целостности кожуры.
Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.
Цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто.
По просьбе покупателя при наличии соответствующего автоматизированного оборудования должна быть произведена нарезка сыра, колбасных изделий и копченостей.
Хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 кг и более могут разрезаться на 2 или 4 равные части и продаваться без взвешивания (запрещается нарезка покупателями и подсобными рабочими).
Для проверки покупателем правильности цены товаров, массы в торговом зале на доступном месте должны быть установлено измерительное оборудование
Установлен запрет на реализацию пищевой продукции по истечении установленных срока годности и (или) срока хранения.

1. Внимательно знакомьтесь с информацией о товаре (этикетка, упаковка, листок-вкладыш, ярлык,  клейма и штампы, ценники и т.д.).
Маркировка упакованных пищевой продукции должна быть полной и достоверной, понятной, легкочитаемой (на русском и (или) белорусском языках) и должна содержать следующие сведения:

Надписи, знаки и символы должны быть контрастными фону, на которые нанесена маркировка. Способ доведения информации должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности продукта, при соблюдении установленных изготовителем условий хранения

На ценнике размещается информация:

По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с документами, удостоверяющими качество и безопасность товара, а также содержащих информацию о сроке изготовления и сроке годности развесного товара

2. Всегда берите чек или иной документ, подтверждающий факт приобретения товара.  Все без исключения продавцы должны выдавать эти документы (и индивидуальные предприниматели на рынках в том числе!).

Предъявить претензию по некачественному товару Вы можете и без такого документа при наличии иных доказательств (например, при наличии сведений о продавце на упаковке товара и т.д.).

При отсутствии доказательств приобретения товара у конкретного продавца, последний может оспорить факт приобретения у него этого товара.

Не подлежат обмену и возврату доброкачественные продовольственные товары 

3. Если Вы приобрели некачественную продукцию Вы вправе потребовать по своему выбору:

Продавец не вправе отказать в удовлетворении требований, даже если товар использован частично, упаковка вскрыта или повреждена

Пищевые продукты признаются некачественными и не подлежат реализации:

Обоснованные  требования  потребителя  подлежат  удовлетворению  продавцом 
незамедлительно, максимальный срок - 7 дней, при необходимости проведения экспертизы - максимальный срок - 14 дней .

            При возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного и частичного использования товара, потери им товарного вида и т. д.

Потребитель имеет право на возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара. Требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение 7 дней со дня подтверждения потребителем размера убытков.

За нарушение сроков удовлетворения обоснованных требований потребителя продавец, допустивший нарушение сроков, уплачивает потребителю неустойку в размере 1% цены товара за каждый день просрочки. 

Экспертиза должна быть проведена независимыми специалистами,  имеющими разрешение на проведение такого рода исследований

Стоимость экспертизы оплачивается продавцом.


Обращаем внимание!
Если в результате экспертизы качества продукции установлена вина потребителя, последний обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.

Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы продукции лично или через своего представителя, спорить заключение экспертизы товара только в судебном порядке, а также провести экспертизу товара за свой счет.


Обращаем внимание!
Потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара в течение срока годности.
    Экспертизу пищевых продуктов целесообразно проводить только, если не нарушена потребительская тара (упаковка), условия хранения, т.к. в противном случае, невозможно доказать, что причина понижения качества является вина изготовителя или продавца. Поэтому при обращение к изготовителю, продавцу, либо в надзорные органы с претензией на качество пищевых продуктов необходимо указать: изготовителя, наименование товара, сорт, массу нетто или объем в потребительской таре, дату изготовления и упаковывания и другие отличительные признаки товара., чтобы можно было отобрать для проведения экспертизы пищевые продукты в соответствии с требованием нормативных документов.

Продукция с истекшим сроком годности является некачественной и не должна подлежать реализации.

Потребитель имеет права на возврат некачественного продукта, даже если он приобретен со скидкой.

4. Если в установленные законодательством о защите прав потребителей сроки продавец (изготовитель, поставщик, представитель) не ответил или не удовлетворил требование потребителя – потребитель вправе обратиться (с приложением подтверждающих документом) в государственный орган по защите прав потребителей, общественную организацию потребителей, суд. исковым заявлением за защитой нарушенных прав).

Государственные органы по защите прав потребителей (в соответствии с полномочиями и компетенцией):

© Дятловский районный исполнительный комитет, 2024.